Американский биохимик и скрипач-любитель
Джозеф Надьвари уверен, что открыл секрет старых скрипичных мастеров.
Он считает, что все дело в микроскопических канальцах, по которым в
живом дереве перемещаются соки. В древесине современных скрипок эти
поры закрыты, а в материале старинных итальянских скрипок и
виолончелей—открыты (Надьвари изучал под микроскопом стружки,
оставшиеся от проведенных когда-то ремонтов и найденные в футлярах
старых инструментов). От состояния пор зависят резонансные качества
дерева. Сам Надьвари разработал раствор, который сохраняет поры
открытыми. Музыканты, испытавшие инструменты из древесины,
обработанной этим раствором, осторожно говорят, что для новых скрипок
их звук весьма неплох, но для окончательных выводов надо подождать
50—100 лет. Кроме того, указывают специалисты, наивно думать, что все
зависит от какого-то одного секрета. Известно несколько десятков
отдельных факторов, влияющих на качество звука скрипки, и нельзя
надеяться, что, изменив один фактор, вы получите потрясающий результат.
Тем не менее автор намерен патентовать состав своего раствора.